Русская деревня в XXI веке. О том, что должно делать государство.
Памфлет о незаслуженном.
Мне, в силу моих интересов, часто приходится общаться с жителями Российской Деревни. И я пишу слово «деревня» с большой буквы совершенно сознательно, потому, что нет ничего более прекрасного, чем Русская Деревня. Как, впрочем, нет ничего более жалкого и притесненного, чем Русская Деревня. Все реформы, сколько-нибудь значимые и проводимые любой властью, начинались с земли, с Деревни, с Основы: Юрьев День и его отмена, Великие реформы второй половины XIX века, большевистские декреты и переход к частной собственности на землю в конце XX века. Русская Деревня многого натерпелась и уж точно, работала больше, чем кто-либо еще в целом мире. Да и большая часть промышленности была построена за ее счет. Когда видишь финские или бюргерские сельские поселения, волей-неволей спрашиваешь: разве наша деревня не достойна лучшей жизни?
Неужели они и только они во всем виноваты? Не знаю. Как не знаю и того, кто может быть добрее и сострадательнее русского крестьянина, не знаю того, кто может быть столь импульсивным, трудолюбивым и, нередко, весьма ленивым. Который из нас может совмещать такую лень с такой трудоспособностью? Под русским крестьянином я понимаю не только русского, но и большую часть населения бывшего СССР – климат-то у нас был примерно одинаковый. Условия социально-экономические – весьма похожие. Я лично не понимаю, когда русских (читай – россиян), начинают делить, как пирог. Этот – татарин, этот – украинец, этот – мордва. Разница в менталитете – минимальна, языкового порога – почти нет, но, как это часто у нас бывает – разделение прежде всего.
Законам можно научить или принудить. Наше государство не может ни принуждать, ни обучать. Историк Василий Ключевский высказал интересную мысль: территории и климат не позволяют столь эффективно управлять большим государством, как это получается, например, во Франции, которых три может поместиться в одной только Северной Сибири – серди коми да якутов. Управлять с помощью законов тяжело. Но разве можно научить справедливости, состраданию, умению держаться сообща? Разучить – запросто, мы видим это и сегодня.
Большая часть небольших населенных пунктов России благодаря неэффективной системе закупок и предельно неадекватной системе местной власти и комслужб в настоящее время приходят в упадок. Не удивительно. Ведь почти 8 из 12 месяцев на улице стоит или ветер, или дождь, или мороз, но это переносимо. Веками держались, да что там – жили. Так жили, как никто и нигде не жил и жить не будет.

Непереносимо то, что для государства простого деревенского парня или бабы нет. Нет страданий, проблем, потенциала, достоинств, недостатков. Что государство ему предоставляет? Мотивацию? Сельские клубы? Бесплатную землю? И вспоминает ли оно вне окончания призыва и налогового периода? Три принципа взаимодействия государства и деревни – налоги, урожаи, военные сборы. Впрочем, спасибо государству за хлебные субсидии крупным фермерам, и то хорошо.
Не могут так простые люди строить, ставить глобальные цели, поощрять, распределять и совершать великие дела, как могла бы делать это верховная власть. Могла бы, но не сделала. Могла бы, но не делает. Да, многое зависит от простого человека. Многое, но далеко не все. А к чему же тогда верховная власть и ее полномочия? К чему и кому уплачиваются земельный налог, налог на имущество, транспортный налог, НДФЛ, который в купе с уплаченным работодателем, составляет почти половину зарплаты? Куда поступают доходы от оборонки, бесчисленных ГУПов, МУПов? Но самый главный вопрос – где все то, что добывается из недр?
Ныне любят говорить об ужасах тоталитарной советской эпохи. Паспорта не всегда были. А уровень жизни? Пенсии? Я не говорю о 1920-1930-х годах. Но ведь и школы строили, и электричество проводили. И были миллионеры среди совхозов.
Ныне основной житель России – горожанин. Но попробуйте отъехать за 30 километров от города – уже и за 20 можно найти населенные пункты без света и без газа, с жителей которых взимаются налоги, с которых требуют, как со всех.
Работать и бороться с коррупцией сложно.
Но я говорю о простых вещах. Реализовать которые можно за 1-2 дня, приняв соответствующий акт. Без единой затраты. Почему при наличии миллионов свободных гектаров, заселенных не то что лесом – кустарником, русский человек должен покупать землю за миллионы рублей и страдать от отсутствия земли?
И будет ли когда-нибудь государство заниматься, пожалуй, самой главной своей задачей. Окультуривать, а не оболванивать. Дарить мечту и направлять к ней.