Первая часть статьи.
Чтобы работа над собой дала ощутимые результаты должно пройти некоторое время. Внедряйте новую модель коммуникации, не допускайте откатов назад. Да, это сложно.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
Никколо Макиавелли, Государь
А знаете ли Вы, что змея, когда она меняет кожу, становится слепой? К счастью, человек, не лишается зрения, когда он столь же кардинально меняет свою жизнь. Но когда мы меняемся, мы становимся чуть уязвимей на первых этапах. Когда новые приемы не вошли в привычку, не стали рефлексом, использовать их – нелегкое дело. Другое дело – старые клише неадекватного поведения. Использовать их – секундное дело, только результат будет прямо противоположный.
Выявляйте свои слабые места: когда Вы срываетесь, комплектуете и так далее. Фиксируйте и исправляйтесь, работайте над собой систематически. Окружающие люди должны привыкнуть к новому человеку.
Вы сами должны приучить себя общаться эффективно, с радостью и пользой на уровне рефлекса. Говорить когда нужно, молчать, когда говорить не нужно. Воспринимать критику и не критиковать других и так далее…
В условиях современной жизни каждому человеку не хватает общения. Четыре стены, миллионы человек рядом. Нехватка общения в таких условиях – парадокс, но это факт. Так что любого человека можно разговорить и сделать своим другом или знакомым. Не важно, в каком он настроении или где находится. Все это – вопрос сложности поставленной цели.
Работа над собой — это поле. Нужно не забывать очищать его от сорняков и обрабатывать, чтобы семена дали всходы. Болото старых стереотипов и заморочек засасывает, если из него не выбираться. Зачастую это неприятное явление происходит у «читунов», которые используют книги по личностному росту в качестве художественной литературы. Они не учитывают главного. Цель таких книг — улучшение жизни читателя. Однако книга не может сама поднять тело с дивана и все сделать. Необходима работа над собой.
Ситуации сложны и уникальны пока они не произошли. И пока у Вас нет эффективного решения данной проблемы. Потом внешне сложные правила и заморочки превращаются в клише. Они становятся образцом, стандартом. И если раньше Вас легко было вывести из себя спором или криком, если Вы болезненно относились к своим неудачам, то после тренировок, обретения навыков, Вы будите мыслить совершенно по-другому.
Вот несколько эффективных способов, как достичь результатов в работе над навыками коммуникации себя любимого.
Заведите дневник общения. Люди тратят уйму времени, считая свои деньги, однако дневники, а уж тем более дневники общения, заводят единицы. А между тем, большинство неприятностей нашей жизни происходит именно из-за неумения вести беседу. Кстати, большинство увольнений происходит не из-за деловых качеств, как специалиста, но именно из-за личностных качеств человека. Заведите его и верите каждый день. Отмечайте там все Ваши разговоры за день, с кем они велись, цель общения, была ли она достигнута. Отмечайте случаи, когда общение прошло безрезультатно. Если отношения испортились, зафиксируйте это. Описывайте не только Важные контакты, но и краткосрочные коммуникации, как то: общение в магазинах, такси и так далее. Следите за своими успехами и ведите статистику роста.
Владейте информацией! Вы должны обладать базовым набором вариантов эффективного поведения. Речь идет не о тупой зубрежке, анализируйте себя и свое текущее состояние, общайтесь с людьми, планируйте, как вести себя в той или иной ситуации с различными людьми наиболее эффективно.
Ваш стиль общения должен подстраиваться под ситуацию, не подстраивайте ситуацию под излюбленные модели поведения. Не будьте догматиками. Человеческий род выжил и стал в буквальном смысле владельцем мира, благодаря тому, что он приспосабливается и адоптируется лучше всех в природе. Он напрямую не зависит от разновидности пищи, погодных условий и так далее. Не становитесь рабом своих принципов. Один человек не может “без смешного понять серьезного”, другой ненавидит юмористов и обижается на каждую шутку, брошенную в его адрес, считая юмористов собаками, которые одновременно и кусаются, и улыбаются (цитата Фридриха Ницше). Психология отношений – это не точная наука. Здесь нет формул, которые будут работать всегда и всюду. Вы ведь не общаетесь со своим начальником так же, как с Вашими подчиненными (если они у Вас есть).
Хорошее отношение к людям должно быть всегда. Каждый человек прекрасен, пока не он докажет обратное. Никогда не используйте политику двойных стандартов. Многие люди отказываются понимать других людей потому, что считают их плохими, глупыми, циничными и надменными.
На самом деле, мы считаем людей плохими потому, что не хотим принимать их точку зрения.
Уважать людей — значит уважать каждого из них, а не только тех, на кого ты хочешь произвести впечатление.
Практикуйтесь! Вы должны делать, а не «стараться делать». В Америке существуют тесты на профпригодность для работников отделов продаж крупных кампаний. Среди вопросов фигурирует следующее: “Вы едите в поезде. Чем Вы будите заниматься?” Среди четырех вариантов ответа за сон ставится 0 баллов, за прослушивание музыки 1 балл, за чтение книги или прослушивание аудиокниги 2 балла, за продуктивное общение и коммуникацию с соседями по купе – 3 балла, самый высокий результат. Старайтесь общаться продуктивнее как можно больше. Практический способ – самый верный. Ничто не учит так, как собственный опыт. Вообще, ничего не обучает лучше, чем ожог. Так, зачастую наши самые лучшие учителя – самые строгие.
Три пути ведут к знанию: путь размышления — самый благородный, путь подражания — самый лёгкий, путь опыта — самый горький.
Конфуций
Не откладывайте на потом, проблемы имеют свойства накапливаться. Изменения Вашей модели поведения нужно начинать сейчас. Заведите дневник, практикуйтесь! Делайте и творите сейчас, пока Ваши конкуренты Вас не опередили.
Понимайте других людей, примиряйте их шкуру на себе. Упражнение «если бы я оказался, на твоем месте, “я бы вел себя” или “я бы оценивал свое поведение”, как…». В большинстве своем человек снисходительно относится к себе, а вот в других подмечает все недоставки. Ваша цель – оценить, почему человек ведет себя именно так, а не иначе. Если он агрессивен (спор, критика, упреки и т.д.) по отношению к Вам, постарайтесь понять, что послужило поводом. А именно: как Ваше поведение вызвало агрессию? Вы должны проанализировать ситуацию для того, чтобы в будущем не повторять своих ошибок. Если в результате Вашего анализа и корректировки поведения, Ваши отношения не изменились, прекратите общение, если это возможно.
Здесь следует отметить, что многие люди срываются и видят лишь верхушку айсберга, тут же причисляя собеседника в разряд неадекватных личностей. Вы не можете нравиться всем, это не нужно, от этого упадет Ваша эффективность.
Не бойтесь критики и осуждения. Все новое, все крупные научные открытия вначале подвергались острой критике и осуждались. Если Вас не критикуют и не завидуют, значит, Вы не впереди, Вы не придумали ничего нового. Оценивайте критику по трем критериям: 1. насколько она соответствует реальному положению вещей и от кого исходит?; 2. что можно из нее извлечь?; 3. почему Вас критикуют? Вам желают пользы? Быть может, Вам просто завидуют?
Работайте над своим голосом. Многие самые великолепные ученые, поэты, политики с благими намерениями терпели поражения от того, что не были искусными ораторами. Ваша цель – поставить свой голос. Чтобы она звучал уверенно и четко. Выберете подходящий для себя стиль общения и публичных выступлений. Наряду с тем, что Вы излагать суть разговора, собеседники обращают внимание также на форму, на то, как Вы излагаете свои мысли. Добейтесь высокого уровня формы и содержания. Сегодня почти у всех есть устройства с диктофонами. Будь то мобильный телефон, плеер или микрофон ноутбука. Особенности человеческого уха таковы, что свой собственный голос, человек воспринимает искаженно. Если кто-нибудь слышал записи своих речей, песен и так далее, многим они не нравились. Так почему же голос, который не нравится владельцу, должен нравиться его собеседникам? Диктофон поможет Вам поставить голос и сделать его приятным для собственного восприятия и восприятия его собеседниками.
Также немалую роль в восприятии Вас как личности играет внешний вид. Сутулые люди выглядят, как люди неуверенные и уставшие. Зачастую, люди воспринимают окружающих по одежке, причем не, только встречают, но и провожают. Так что если Вы неопрятно одеваетесь и не слишком следите за своим видом, не удивляйтесь тому, что с Вами не захотят разговаривать.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов