Как писать стихи?

Как писать стихи. Советы начинающему поэту.

Здравствуйте. Это статья — кусочек из критического обзора стихотворения, которое мне случайно прислали.

Как делать стихи?

Честно, говоря, никогда рецензий и критических статей не писал, поэтому, не уверен, что смогу ответить профессионально. Написал я очень немного, в особенности в плане художественной ценности, поэтому не мне Вас учить 🙂
Стихотворение красивое, виден талант, но талант начинающий. Мне более всего понравилось третье четверостишье.
Рекомендую Вам сразу разделять стихотворения по четверостишиям, особенно, если рифма меняется. Рекомендую цифры писать буквами, 1000-ча глаз воспринимает тяжело.
Собственно, на третье Вам стоит оглядываться, 3 четверостишье написано более оригинально и красиво, чем первые два.
Пишите еще, все приходит с опытом. Я бы рекомендовал избегать {ты, тобой, мной, таких, нет, это, эти, они и т.д., мне кажется, они очень не поэтичные}. Ниже приведу первое стихотворение Высоцкого (из сохранившихся), написано в самом начале поэтической жизни. На полном серьезе:
Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.

Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.
1953 г., В. Высоцкий в стенгазете.
(упомянуто в биографии Высоцкий, книга издана в серии ЖЗЛ)
Как мне кажется, в хорошем стихотворении должна быть оригинальная и красивая рифма, определенный сюжет или переживания, юмор или трагедия и т.д. А может, в принципе, и не быть. Оригинальность рифмы очень важна, тут на ум приходит цитата из Маяковского (о книге ниже): Математик – это человек, который создает, дополняет, развивает математические правила, человек, который вносит новое в математическое знание. Человек, впервые формулировавший, что «два и два четыре», — великий математик, если даже он получил эту истину из складывания двух окурков с двумя окурками. Все дальнейшие люди, хотя бы они складывали неизмеримо большие вещи, например, паровоз с паровозом, — все эти люди – не математики.
Первооткрытие красивой и нестандартной рифмы может привести Вас в учебники истории или литературы.
Но все это необязательно, вот пример из Лермонтова:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Чести-мести, головой-молвой — рифма не оригинальна, но она прекрасно сочетается со стихотворением в целом.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет,
Нет-пистолет. Это рифма из стихотворения Лермонтова, а не текста Гуфа. Аналогично.

Мне кажется, лучшие помощники — не консультанты и не критики (которые могут отбить все желание писать дальше), а произведения классической поэзии (Пушкин, Жуковский, Лермонтов и др.), поэзии XX  века (Маяковский, Вознесенский, Евтушенко, Бродский), поэтические антологии Серебряного века и отдельные авторы (Пастернак, Мандельштам и др.). Слишком пристально заучивать я бе не рекомендовал лишь в том случае, если вместо собственных рифм у Вас начнут в голове вертеться чужие))))) самая жуть, это ситуация, когда если рифмуете чужими рифмами совершенно бессознательно))) Рифма есть, она готова, но потом замечаете, что это «сперто» у Высоцкого или Пушкина. Если Вы занимаетесь книгами или хорошо владеете Интернетом — найти любой источник не составит труда, поэзия сейчас хорошо отсканирована. По классикам наиболее полные издания (кроме Цветаевой, Ахматовой, Бродского, Мандельштама, Сологуба, Гиппиус, Набокова, Северянина, Хлебникова, Пастернака, К.Р.), в целом, всего Серебряного века сводку можно найти в каталоге-перйскуранте на покупку и продажу букинистических книг (или дореволюционном аналоге).
Интересные источники:
http://liter-rm.ru/primery-rifmy-vidy-rifm-vidy-rifmovki.html
http://fb.ru/article/182001/vidyi-rifmovki-v-stihoslojenii
Как писать книги С. Кинг
Как делать стихи В. Маяковский (с оговорками, но там есть шикарные отрывки, которые чередуются с каким-то непонятным идеологическим ужасом).
Книги Быкова в серии ЖЗЛ (Маяковский, Евтушенко и др.)
По технике и стилю от себя ничего добавлять не буду) все это можно найти в Интернете. Кстати, как Вы меня нашли?
Резюмирую: писать, писать и еще раз писать — обязательно. Читать — необходимо. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *